Добавь свою новость
необходимо войти или зарегистрироваться
16 июля 2007 года в 17:05

Стажировка в западной компании: инструкция

Студенты - далеко не самые востребованные соискатели. Согласно статистике, категория «Начало карьеры/Студенты» практически замыкает список по соотношению «вакансии/резюме».

Однако многие крупные компании все же готовы работать с молодыми людьми для того, чтобы в перспективе своими силами воспитать из них профессионалов высокого уровня. Они предлагают для молодежи различные стажировочные программы, результатом прохождения которых вполне может стать предложение о работе в престижной мультинациональной корпорации.

Что для этого нужно сделать - в этой инструкции.
«Наши стажировки, как правило, подразумевают 2-4-месячные проекты на полный рабочий день, – рассказывает менеджер по подбору персонала Procter&Gamble Варвара Лялягина. – Построены они таким образом, что буквально с первых дней у стажера есть возможность вносить реальный вклад в деятельность компании, самостоятельно подходить к решению поставленных задач. Работая над своими проектами под руководством и при постоянной поддержке профессионалов, он погружается в реальную атмосферу, царящую в Procter & Gamble. Время стажировки используется для того, чтобы наиболее полно оценить недавнего выпускника вуза как потенциального работника, и ему предоставляется такая же возможность – оценить Procter & Gamble как работодателя. При этом стажеры получают достойную зарплату».

«PricewaterhouseCoopers проводит два основных набора на начальные позиции, – говорит старший менеджер по персоналу Светлана Круглова. – С 1 января студенты последних курсов приглашаются на 4-месячную стажировку, которая совпадает с пиком деловой активности аудиторско-консультационных компаний. А с 1 июля мы набираем выпускников на позиции консультантов. Мы готовы рассмотреть и кандидатуры тех студентов последних курсов, кто готов работать полный рабочий день». Работа стажеров и консультантов в PricewaterhouseCoopers начинается с углубленного вводного курса длительностью 1,5–2 месяца, в котором участвуют партнеры, менеджеры соответствующих отделов, представители корпоративных служб и преподаватели ведущих институтов. Далее стажеров ждут многочисленные внешние и внутренние тренинги, получение международных квалификаций (ACCA, CPA, CMA, CFA, CIMA), участие в региональных лидерских программах в разных точках земного шара и программах, разработанных совместно с ведущими мировыми бизнес-школами (Insead, London Business School, IMD).

В российском представительстве Microsoft существует две разновидности стажировок:

1. Программа MACH – для выпускников вузов и молодых специалистов, закончивших учебу не более 2 лет назад. В течение года стажеры совмещают курс тренингов по трем направлениям – «Продажи», «Маркетинг», «Технологии» – с работой в одной из команд Microsoft.

2. Летняя стажировка – для студентов старших курсов. Длится 2 месяца (июль-сентябрь) и проходит по тем же трем направлениям, что и в программе MACH. Летнюю стажировку можно пройти не только в московском, но и в региональных офисах Microsoft.

Компания Ernst&Young ежегодно организует программу стажировок, в рамках которой студенты последнего курса имеют возможность в течение 3–4 месяцев принимать участие в реальных проектах компании. Стажировка в отделах аудита и услуг в области налогообложения и права начинается в конце января – начале февраля и заканчивается в апреле, а стажировки в других отделах проходят в течение всего года. «На стажировки в Ernst & Young обычно приходят студенты последних курсов, но иногда даже с 3-го, – рассказывает менеджер по подбору персонала компании Сергей Киреев. – В данном случае для нас важна способность молодого специалиста быть полностью вовлеченным в работу. Также необходимо знать, что в компаниях, предоставляющих профессиональные услуги, полный рабочий день далеко не всегда означает с 9:00 до 18:00. В ходе программы студенты сталкиваются с достаточно жесткими сроками выполнения проектов, что требует от них дополнительных усилий и времени. Кроме того, нужно учитывать, что работа аудитора всегда связана с командировками. Что же касается вспомогательных служб, таких как бухгалтерия, отдел по работе с персоналом, административный отдел, группа информационных технологий, то там допускается работа на неполный день».

Критерии отбора кандидатов
Для Ernst&Young прежде всего важна теоретическая база, подчеркивает Сергей Киреев, они отбирают кандидатов по нескольким критериям, одним из которых является специализация вуза. Если говорить о финансовой сфере, то прочную основу знаний дают экономические факультеты, а специальным навыкам в этой области можно научиться в процессе работы. В Ernst & Young также рассматривают кандидатуры выпускников из других, в том числе технических вузов. Их навыки могут быть востребованы в различных направлениях деятельности компании, например в отделе услуг по информационным технологиям и компьютерной безопасности. «При приеме на работу способности кандидатов и уровень их владения иностранным языком оцениваются в процессе собеседований с менеджерами и проверяются с помощью набора достаточно стандартных тестов. Помимо профессиональных умений, идеальный кандидат должен творчески мыслить, быть целеустремленным, обладать лидерскими качествами, навыками общения и стремиться к приобретению новых знаний. В результате у нас складывается довольно полная и объективная картина относительно способностей и опыта стажера, того, что он может привнести в компанию», – рассказывает Сергей Киреев.

«Стандарты PricewaterhouseCoopers – международной фирмы со 150-летней историей – очень высоки, однако человеку, который действительно хочет у нас работать, ничто не может стать преградой, – замечает Светлана Круглова. – Наши ценности: совершенство, лидерство и работа в команде. Мы ждем молодых и талантливых людей с глубоким интересом к аудиту или налоговому и юридическому консультированию, со знанием английского языка, с активной жизненной позицией, способностью к аналитическому мышлению и умением работать в команде».

К чему нужно готовиться соискателям?

1. Анкеты кандидатов оцениваются по такому параметру, как level of abstraction – уровень способности к абстрагированию.
Это означает способность видеть конкретную ситуацию в более широком контексте. Поэтому не удивляйтесь, если, претендуя на прохождение стажировки в финансовых, маркетинговых или логистических отделах, вам зададут вопросы типа «Знаете ли вы, сколько долларов стоит баррель нефти сейчас? А каковы тенденции изменения цен на нефть на мировом рынке в ближайшие полгода?».

2. Эйчары проверяют активность жизненной позиции и лидерские качества кандидатов.
Если, отвечая на вопрос «Какое из своих достижений в последние годы вы считаете самым значимым?», вы назовете не получение диплома с отличием, опишите несколько ситуаций, в которых брали на себя ответственность за решение какой-то сложной задачи и, преодолев возникшие при этом трудности, достигли результата, то интерес к вам гарантированно возрастет.

3. Компаниям-работодателям очень важна мотивация к профессиональному развитию в выбранной области.
Они вполне закономерно полагают, что если человек хочет совершенствоваться, то он будет читать соответствующую литературу, специализированные газеты и журналы, интернет-сайты на эту тему, возможно, посещать какие-то дополнительные курсы. А значит, будьте готовы к тому, чтобы на собеседовании вступить в обсуждение ряда вопросов, связанных с вашими профессиональными интересами.

В некоторых компаниях при оценке претендентов на позицию стажера проводятся коллективные «испытания», в ходе которых как раз и выявляются деловые и личностные качества соискателей. Так, в Microsoft испытание занимает полный рабочий день и состоит из четырех основных блоков: домашнее задание, презентация, бизнес-кейс и ролевые игры/переговоры. Следствием такого скрупулезного подхода к отбору кандидатов на стажировку является достаточно высокий процент тех, кто остается в компании в качестве штатных сотрудников. К примеру, в Ernst&Young он составляет 95–98% от всех стажеров. А в PricewaterhouseCoopers от 80% до 85% стажеров получают предложение о постоянной работе. Практика Procter & Gamble также показывает, что стажеры, получившие предложение о дальнейшей работе в компании, оказываются наиболее успешными сотрудниками.

В то же время всегда существует риск, что люди, поработав в компании некоторое время и приобретя ценный опыт и знания, уйдут потом на другое место. Однако компании, инвестирующие немалый капитал в стажировочные программы, готовы к такому повороту событий. Во-первых, студенты и выпускники вузов стоят гораздо дешевле, чем профессионалы, а к тому же выигрывают у них за счет таких личностных качеств, как динамичность мышления, мобильность, гибкость и стремление к развитию. А во-вторых, позиционирование компании как стартовой площадки для молодых, талантливых специалистов благоприятно отражается на ее имидже и бизнес-репутации.

Добавить комментарий:

Для добавления комментария Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.