Добавь свою новость
необходимо войти или зарегистрироваться
21 сентября 2007 года в 11:20

Болонский процесс: новые возможности или недообразование?

Этот учебный год - очередная ступенька на пути к полноправному вступлению России в Болонскую систему, которое состоится в 2010 году. Школьники с этого года перешли на обязательную 11-летку, а нынешние первокурсники через три года превратятся в "обязательных" бакалавров и магистров.

Что все это значит, и как это отразится на образовании петербургских студентов - в этом мы решили основательно разобраться.

Что такое Болонский процесс?

В итальянском городе Болонья в 1999 году на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию – Болонское соглашение. Сейчас под ним стоят подписи представителей 45 государств. Сам процесс создания единого европейского пространства высшего образования называют Болонским процессом. Россия присоединилась к нему в 2003 году. Тем самым наша страна взяла обязательство до 2010 года реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Какие основные изменения в системе образования внесет Болонская система?

• Двенадцатилетнее школьное образование

• Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года). Однако Болонский процесс строится на добровольных началах, поэтому не следует ожидать перехода всех без исключений специальностей на такую систему.

• Академическая мобильность. Это возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний, которые могут быть недоступны в «своем» вузе. Рекомендуется каждому студенту проводить один семестр в другом вузе, предпочтительно за рубежом.

• Способ оценки знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый прослушанный курс студент будет получать зачетные единицы – кредиты (кстати, с кредитами в экономике этот термин не имеет ничего общего), выражающие количество прослушанных часов. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе. Необходимую сумму единиц студент может набрать в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту зачесть. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование с разрывом во времени, «порциями». Например, меняя вузы.

• Европейское приложение к диплому. Приложение состоит из 8 разделов, содержащих сведения обо всем учебном процессе студента. Оценки же проставляются не по пятибалльной шкале, а латинскими буквами: A, B, C, D, E, FX, F. Где A – отлично, F – неудовлетворительно.

• Система подразумевает непрерывную учебу во время семестра, что, скорее всего, не даст расслабиться в течение учебного года. Жить "весело от сессии до сессии" студентам больше не придется.

Плюсы реформы

- Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат в нашей стране удовлетворит возросший в последнее время спрос на получение высшего образования.

- Кроме того, Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования.

- Двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.

Минусы реформы

- Есть мнение, что вузы, не вошедшие в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. В бакалавриате не предусмотрено научное руководство и взаимодействие с кафедрой. Все это будет только доступно магистрантам. Скептики опасаются, что очень маленький процент выпускников-бакалавров смогут поступить бесплатно в магистратуру. Естественно, это сильно ударит по уровню образованности российских выпускников и приведет к сокращению преподавательского состава. И, как следствие, приведет к развалу многих научных школ и направлений. Существуют опасения бездумного разделения вузами нынешних программ-специалистов на два этапа. Что только усилит кризис системы образования.

- Не вызывает доверия и новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее.

Настя Андреева, студентка РГПУ им. Герцена, делится своими ощущениями: «Бальная система оценки поставила нас перед такой проблемой. Нам дают определенные задания на группу, кто-то один может выполнить их все и ответить. Все зависит от того, кто первый "поднимет руку", а, следовательно, и получит баллы. Но есть люди, которые просто стесняются, кому-то не хватает смелости выступить первым – получается, что Болонская система таких людей отсеивает».

Мария Прокофьева, студентка того же вуза поведала о неразберихе с баллами: «У нас сейчас творится, что-то непонятное. Раньше в течение полугодия мы могли набрать максимум 100 баллов, а теперь только 71 - остальное выносится на сессию. Оценки ставят по баллам многие преподаватели, в основном молодые, а те, кто постарше, не признают Болонский процесс и даже не говорят нам, за что баллы выставляют. Система оценок у каждого преподавателя своя, поэтому это вносит непонимание и путаницу с баллами. Ничего хорошего пока это не приносит студентам».

Новые возможности или недообразование?

Бакалавриат многие отказываются принимать за полноценное высшее образование, считая его эдаким "недообразованием". Работодатели зачастую даже отказывают в приеме на работу бакалаврам, отдавая предпочтение специалистам или магистрам. По слухам, например, в юриспруденции существуют неписанное правило не допускать бакалавров на определенные должности.

Мы обратились за комментариями по этому поводу к Юлии Сахаровой, директору рекрутинговой компании HeadHunter::Санкт-Петербург. Вот ее мнение: «Действительно, в некоторых случаях работодатели отдают предпочтение магистрам, т.к. и сами обучались в высших учебных заведениях не менее 5 лет. То есть выбор обусловлен скорее субъективными факторами, чем осознанным желанием нанимать специалистов не ниже магистра. И это общая ситуация на рынке, не имеющая привязки к конкретной отрасли. В силу того, что у практиков пока нет четкого понимания фундаментальных отличий между этими степенями, на выбор работодателя влияют иные факторы, наиболее весомым из которых является опыт работы. Если молодой специалист адекватен, готов обучаться, не претендует на слишком высокий уровень заработной платы и обладает хотя бы минимальным опытом практической работы к окончанию обучения (например, в формате стажировок), присвоенная ему степень будет отнюдь не первым, на что обратит свое внимание HR компании».

Несмотря на активное реформирование отечественной системы образования по Болонской системе, пока среди петербургских выпускников бакалавров не более 1%.

Известно, что с этого года "ЛЭТИ" практически полностью перешел на подготовку по двухуровневой системе «бакалавр - магистр».

Не утихают споры по поводу сохранения старой модели образования для ряда специальностей, требующих серьезной подготовки, и для творческих профессий. Однако на том же факультете журналистики СПбГУ произошли перемены. На дневном отделении по направлению «Журналистика» можно теперь учиться только по новой системе «бакалавр-магистр». Скорее всего, новая система будет скоро введена на вечернем и заочном отделениях факультета.

Сколько людей - столько мнений

Ольга Юмашева, выпускница-2007 магистратуры филологического факультета СПбГУ:
«В целом оцениваю Болонский процесс положительно. Но в магистратуре программа была более чем несовершенная – ее составляли по мере обучения. Видимо, все требует времени. Возможность трудоустройства за рубежом есть, если искать. А как это сделать, российским студентам и выпускникам пока мало известно. Я в настоящее время работаю за границей. Но должна заметить, что нашему образованию еще расти и расти до европейских стандартов».

Евгений Трещенков, выпускник-2007 магистратуры факультета международных отношений СПбГУ:
«Диплом СПбГУ и без кредитов признается даже в Южной Корее. С трудоустройством все, конечно же, не так просто. Переход на ECTS сделает наши оценки понятными за рубежом. Но это не значит, что наших выпускников начнут расхватывать с руками и ногами. Медики, например, и без ECTS в цене. Многое упирается в знание английского языка. И трудоустройство, и переход преподавательского корпуса на болонскую систему. Для того чтобы участвовать в обменах, нужно знать язык. А с ним до сих пор туго. Особенно на неязыковых факультетах и в вузах. Ради нас никто в Европе или Штатах русский язык учить не будет. Студенческие международные обмены на факультете Международных отношений проходят постоянно. Экзамены приходится по возвращении досдавать. С зачетными единицами-кредитами было бы все легче.

Переход на Болонскую систему, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе ничего коренным образом не изменит. Но вклад свой внесет. Проблема еще и в том, что преподавателю придется заниматься дополнительной технической работой. Пересчитывать, группу делить на категории А, Б, В... То ли дело, поставил оценку по шкале в три балла – и гуляй. Да и в европейских странах очень разные системы высшего образования».

Екатерина Сметанина, студентка-бакалавр РГПУ им. Герцена:
«Ничего хорошего, кроме того, что Болонская система дает возможность не сдавать экзамен, не могу про это сказать. Лекции посещаются только за заветный "балл". Считаю, что мы стали жертвами чудовищного эксперимента».

2010 - рождение новой системы образования

Ясно одно - Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса. Хочется надеяться, что нашим реформаторам удастся сохранить все плюсы нынешней отечественной системы образования и взять от «Болоньи» только лучшее и прогрессивное. Не хочется, чтобы в очередной раз не вышло так: хотели, как лучше, а получилось - как всегда.

Друзья, расскажите, как протекает Болонский процесс в вашем вузе? Чего вы видите в нем больше - плюсов или минусов? Выскажите ваше мнение!

Александр Колоев

Добавить комментарий:

Для добавления комментария Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.